|
Topvisor
07.02.2017
Изображения - живописные, графические или проекционные, представляемые зрителям в виде театрального задника или занавеса обретают значение сценографических персонажей в тех случаях, когда они являют собой самостоятельный, самоценный визуальный образ и воплощают тот или иной существенный мотив спектакля. Этим они отличаются от задников и занавесей, которые изображают место действия, то есть выполняют основную задачу декорационного искусства topvisor. Именно в таком декорационном качестве (изображение места действия) они присутствовали в европейском театре минувших четырех веков как важнейший, а во многом и определяющий элемент оформления спектаклей. Новое же их свойство быть самоценными композициями, раскрывающими тот или иной мотив произведения они обрели только в театре первой половины XX века, и это было еще одним проявлением общего процесса становления принципов новой системы оформления спектаклей действенной сценографии.
Вместе с тем, подобно другим использовавшимся в театре первой половины XX века элементам оформления, например, костюмно-масочным (рассмотренным выше), не говоря уже о театре художника в целом, персонажные изобразительные задники и занавеси не были результатом только новейших авангардных исканий. У них тоже имелась своя предыстория, уходившая далеко в глубь веков. Так, еще до возникновения театра как вида искусства, в древнейшие первобытные времена ритуальные действа синкретично включали в себя наскальные изображения, которые выполняли функцию, говоря современным языком, визуального выражения главной темы действа темы охоты и к тому же воспринимались участниками ритуала (исполнителями и зрителями одновременно) не статично, а в процессе их движения от сюжета к сюжету. Более близкий пример использования изображений персонажной значимости находим в театральных и театрализованных представлениях европейского средневековья и раннего Возрождения, одним из принципов которых был принцип «показывания». Он заключался в том, что зрителям демонстрировались целые сценографические композиции или сюжеты, провозимые в театрализованных процессиях по улицам города, разворачиваемые в храмовых мистериях или (в более скромном, собственно сценическом варианте) показываемые в спектаклях моралите на специально предназначенном для этого верхнем ярусе сцены в виде «живых картин», коими являлись как фигуранты и куклы, так и живописные изображения.
|
|